Универсальные учебные действия младших школьников
в условиях введения ФГОС нового поколения
Благодарёва Наталия Николаевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №31»
Приоритетной целью современного российского образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно решать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образованием стоит непростая задача: формирование и развитие личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе. Цель программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- установить ценностные ориентиры начального образования;
- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика следующих учебных действий:
1. Личностные универсальные учебные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные универсальные учебные действия - обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция .
3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов и управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Овладение обучающимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Литература
- Бурменская Галина Васильевна, Володарская Инна Андреевна, Асмолов Александр Григорьевич Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от мысли к действию. М – Просвещение, 2011 год
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова, М – Просвещение, 2011 год
|