Вторник, 14.05.2024, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Благодарёвой ...

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технологическая карта урока литературного чтения, 2 класс, Русская народная сказка «Мужик и медведь»

 

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения.

                                                                                   2 класс. Русская народная сказка «Мужик и медведь»

 

 

Тип урока.

 

Урок изучения нового материала.

 

Цель:

 

Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

 

 

Задачи:

 

 

  1. Актуализировать знания о русских народных сказках.

      2.  Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь     учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

 

Результаты:

 

    Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания.
  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения  позиции «понимающего»
  • Умение работать в парах .группах

   Предметные:

  • 1.Знание видов сказки.
  • 2. Умение определять тематику сказки.
  • 3.Знание структуры сказки.

Оборудование

  •  Учебник «Литературное чтение» 2 класс
  • Карточки для работы в парах
  • Презентация по теме урока
  • Карточки – число 3, герои - помощники, волшебные предметы; СКАЗКА

Этапы урока

Цель этапа

 

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,П-познавательные,К-коммуникативные,

ПР-предметные )

Орг. момент.

Вхождение в урок

 

 

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

Я рада видеть каждого из  вас!

И пусть прохладой  зима к нам в окна  дышит,

Нам  будет здесь уютно, ведь наш  класс

Друг  друга любит, чувствует и  слышит.

 

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

ПР-Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

 

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

 -Что связывает эти высказывания?

- На какие группы можно разделить сказки?

- чем отличается авторская от народной?

- Чему же научила вас сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Выборочное чтение

Ответы на вопросы
 

 

 

Ответы уч-ся.

 

 

 

 

Чтение по заданию

 

 

 

 

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

 

Постановка проблемы

 

 

 

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

– С какой сказкой познакомимся сегодня? («Мужик и Медведь».)
- Откуда догадались? ( Я посмотрела в учебнике и т. д.)
– Как вы думаете, детективы, к какому виду сказок ее можно отнести? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать сказку.)
- Сформулируйте тему и цель урока. (Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Цель урока: познакомиться с новым видом- на примере сказки «Мужик и медведь»
*узнать героев и события, которые происходят в данной сказке).

 

 

 

 

 

(Ответы учащихся.)

 

 

1.              . Мотивационный:  учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

 

Открытие нового знания

 

 

Познакомиться со сказкой; перечитать сказку

 

 

 

1. Первичное восприятие текста.
1. С л о в а р н а я   р а б о т а.
– Прочитайте вступительное слово автора учебника. Что узнали? («Эта сказка с другим настроением, с лукавством да насмешкой, сказывается словно прибаутка».)
– Как вы понимаете эти слова?
- А где мы можем найти лексическое значение этим словам?
(- Эти слова мы можем найти в словаре синонимов.
- помощь учителя;
- обратиться к толковому словарю;
- посмотреть в энциклопедии;
Работа в паре: ищут слова – синонимы к слову)
Лукавство – лукавый – игривый, добродушный, хитрый.
Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.
Насмешка – обидная шутка, издёвка.
Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.
2. З н а к о м с т в о    с о   с к а з к о й.
- Чтение сказки по технологии А.Кушнира (чтение по аудиозаписи - дети следят пальчиком)
- Сейчас вы прослушаете сказку и узнаете, верны ли ваши предположения?
– Все ли было понятно?
Дуброва – дубрава – лиственный лес, обычно с преобладанием дуба.
Жать – срезать растение под корень.
Вершки – верхняя часть растения.
Заломать – согнуть, откинув вверх или назад.

 - Понравилась сказка? – Поделитесь впечатлениями. Кто главный герой сказки?
(- Главный герой этой сказки – мужик. Он тоже борется со злой силой, но побеждает ее умом, народной смекалкой.)
- К какому же виду сказок отнесем?
- Ребята, как сейчас - на уроке, мы можем найти ответы на ваши вопросы, найти выход из затруднения? (Ответы детей)
Физкультминутка для глаз и с движениями

 

 

 

 

-Высказывания детей.о значении словосочетаний ,

устойчивых выражениях.

 

 

 

 

 

                                                                                           

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

 

 

Закрепление

(включение новых заний в систему знаний ребенка)

 

– Можно ли сказку «Мужик и Медведь» отнести к волшебным сказкам? (Хоть мужик и борется со злым умыслом медведя, но главная его задача - обхитрить и остаться целым)
- Какая ситуация разбирается в сказке? И в жизни бывают такие ситуации, когда приходится применять свою хитрость, смекалку - житейская, жизненная ситуация, но ученые назвали её по-другому.
-Сейчас вы будете работать в группах

Расследуйте образ медведя в сказках.
– Подтвердите ответы отрывками из сказок, прочитав их по ролям.
– У вас на столах лежат карточки с представленными в них фрагментами из сказок. Вам нужно прочитать их по ролям, показывая голосом характер медведя. На подготовку вам, уважаемые детективы, дается две минуты.
1-я г р у п п а. «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался и говорит: «Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. А если уйдешь, все равно поймаю и тогда уж съем!» Думала, думала Машенька и придумала: «Отпусти меня, медведь, на денек в деревню. Я бабушке да дедушке гостинцев отнесу». «Нет! – зарычал медведь. – Ты в лесу заблудишься».
2-я г р у п п а. «Вот заяц идет и плачет, а навстречу ему медведь:
– О чем ты, заинька, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
– Не плачь, зайчик, я ее выгоню… Р-р-р, ступай лиса вон!»
3-я г р у п п а. «– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– Я, волчок-серый бочок.
– А ты кто?
– А я медведь косолапый.
– Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
– А я лучше у вас на крыше буду жить.
– Да ты нас раздавишь.
– Нет, не раздавлю».
4-я г р у п п а. «– Доброе утро, Кристофер Робин, – поздоровался Винни-Пух.
– Доброе утро, Винни-Пух, – ответил Кристофер Робин.
– Я тут подумал, а нет ли у тебя одной штучки... Ну, в общем, воздушного шарика?
– Воздушного шарика?
– Да, я так и спросил про себя: «Интересно, а нет ли у Кристофера Робина такой штучки, как воздушный шарик?» Сидел тут, думал о воздушных шариках и решил спросить.
– А зачем это тебе понадобился воздушный шарик? – спросил Кристофер у Винни-Пуха.
Винни-Пух огляделся, чтобы убедиться, что их никто не подслушивает, приложил лапку ко рту и шепотом ответил: «Мед».
– Но с воздушными шариками за медом не ходят.
– Я хожу, – возразил Винни-Пух».
5-я г р у п п а. «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
– Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
– Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
– Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?»        6-я г р у п п а. Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..


-Дайте характеристику медведю.
– Меняется ли образ медведя в современных авторских сказках?
Дети отвечают на вопрос:
-Медведь в народных сказках всегда сильный, мощный, слегка глуповатый. В нем нет ни злобы, ни хитрости.
-В авторской сказке, например, у А. Милна Винни-Пух – это один из самых обаятельных персонажей: наивный и искренний, умеющий дружить и любить, чуть-чуть глуповатый.

 

- Учащиеся работают по группам.

 

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

 

Физминутка

 

 

 

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

 

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Самостоятель-ная работа.

 

 

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

- А сейчас вы будете работать самостоятельно.

-Выполните задания в Рабочей тетради: стр 18

Задание 2,3.

 

- Учащиеся работают самостоятельно.

Успешно выполненные задания.

Рефлексия

 

 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

С каким произведением познакомились? - О ком - Оцените собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности.
Карточка успешности
Я понял материал урока и у меня всё получилось
Я не совсем понял материал урока и у меня не всё получилось
Я не понял материал урока и у меня ничего не получилось
- Что показалось самым интересным?
- А что было сложным?
- Правильно выбрали девиз к нашему уроку?
-Смогли мы с вами достичь поставленной цели?
Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

 

Домашнее задание.

Подробно пересказать сказку.

 

 

 

 

Высказывания учащихся.

-Да.могла

Люди часто не могут договориться между собой,не умеют решать проблемы,не думают о том ,что говорят друг другу.

- Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

 

 

 

http://skazvikt.ucoz.ru/publ/43-1-0-899

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лукавство

Заломать

Прибаутка

Дубрава

Жать

Вершки

 

 «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался и говорит: «Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. А если уйдешь, все равно поймаю и тогда уж съем!»

Думала, думала Машенька и придумала: «Отпусти меня, медведь, на денек в деревню. Я бабушке да дедушке гостинцев отнесу». «Нет! – зарычал медведь. – Ты в лесу заблудишься.

 

 

 «Вот заяц идет и плачет, а навстречу ему медведь:
– О чем ты, заинька, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
– Не плачь, зайчик, я ее выгоню…

 Р-р-р, ступай лиса вон!»
 

«– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– Я, волчок-серый бочок.
– А ты кто?
– А я медведь косолапый.
– Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
– А я лучше у вас на крыше буду жить.
– Да ты нас раздавишь.
– Нет, не раздавлю».
 

 «– Доброе утро, Кристофер Робин, – поздоровался Винни-Пух.
– Доброе утро, Винни-Пух, – ответил Кристофер Робин.
– Я тут подумал, а нет ли у тебя одной штучки... Ну, в общем, воздушного шарика?
– Воздушного шарика?
– Да, я так и спросил про себя: «Интересно, а нет ли у Кристофера Робина такой штучки, как воздушный шарик?» Сидел тут, думал о воздушных шариках и решил спросить.
– А зачем это тебе понадобился воздушный шарик? – спросил Кристофер у Винни-Пуха.
Винни-Пух огляделся, чтобы убедиться, что их никто не подслушивает, приложил лапку ко рту и шепотом ответил: «Мед».
– Но с воздушными шариками за медом не ходят.
– Я хожу, – возразил Винни-Пух».

. «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
– Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
– Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
– Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?»       

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

— «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natablagodareva (15.12.2014)
Просмотров: 1647 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz