Вторник, 14.05.2024, 09:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Благодарёвой ...

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности гендерного обучения

 

 Особенности гендерного обучения

         По данным Всероссийской диспансеризации к 1 группе здоровья относятся лишь 32 % обследованных детей в возрасте от 0 до 18 лет, ко 2 группе относятся 51, 75 %, к 3 группе- 16, 25%. В структуре заболеваний школьников, во всех возрастных группах 1 и 2 ранговые места занимают болезни костно- мышечной системы и органов пищеварения, 3 место- заболевания эндокринной системы и обмена веществ, четвертое и пятое места - болезни органов дыхания и зрения, шестое место - заболевания нервной системы.

Негативные процессы формирования не здорового состояния детей продолжают развиваться, увеличивается количество заболеваний нервной системы и расстройств поведения, ( нервно- психические нарушения у учащихся диагностируются у -46%),           эндокринно-обменных нарушений, гинекологической патологии, функциональных расстройств сердечно- сосудистой системы. Именно эти системы определяют адаптивные свойства организма, дальнейшую социальную дееспособность при переходе во взрослое общество: трудовую продуктивность, социальные контакты, рождение здорового потомства.

Кроме того, осложнения социально-психологической адаптации учащихся (неэффективность учебной деятельности, несоблюдение общепринятых норм поведения, затрудненные контакты с родителями, учителями, сверстниками и т. п.) с одной стороны, осложняют воспитательный и педагогические процессы, с другой способствуют дальнейшему ухудшению здоровья ( психосоматические заболевания).

По - мнению Коробейникова А.А., школа является отражением обществ, но она не несет полной ответственности за все беды школьников, т.к .уровень гармоничного развития детей и молодежи определяется влиянием всего комплекса социально- экономических , экологических и культурных факторов общества. Именно поэтому, было бы в высшей степени несправедливо сваливать на школу всю вину за нездоровье школьников.      Вместе с тем, в научных исследованиях сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков отмечается непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, вклад которых достигает 27%.

Большое значение при этом имеет характер организации учебно- воспитатаельного процесса, структура и содержание образования, условия обеспечивающие уровень психологического комфорта всех участников образовательного процесса, реализация принципов и методов охраны здоровья.

Самой кричащей проблемой современности является кризис межполовых отношений и распад института семьи. Следствием этого является рост внебрачных детей, асоциального поведения молодых людей, детской беспризорности, неумолимое нарастание молодых людей с неопределенной сексуально-«поисковой» ориентацией.. К 90 годам двадцатого столетия число разводов в России возросло в 240 раз ( А.Г.Гончаров, 20004). При объяснении всех этих нарастающих дегенеративных проявлений доктор медицинских наук В.Ф.Базарный первостепенное внимание уделяет разрушению воспитательно- воссоздающих механизмов общества.

Механизмов, направленных на духовное развитие и «вочеловечивание» сменяющих друг друга поколений. Автор утверждает, что при существующих системах культуры и образования исчезли мужские и женские модели в качестве цели и образов поведения. И в развитии такой ситуации , считает автор, особую роль сыграл факт научно необоснованного смешения мальчиков и девочек в общие классы. В результате представители «сильного пола» стали развиваться по образу и подобию « слабого». При такой модели воспитания в обществе стал исчезать истинно мужской характер с присущим ему волей, мужеством, готовностью брать на себя ответственность. Исчезла мужская героика, былинный эпос, мужская символика.

Мальчики практически погружены в сугубо женскую духовно- сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки прививают менее зрелым мальчикам свои сугубо женские пристрастия, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В этих условиях мужское начало фактически изъято из школы в качестве цели и смыслов мужского поведения. А в итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей , исчезла пололичностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

Необходимо подчеркнуть , что и женская конституция при таком воспитании оказалась деформированной. Девочки, взявшие на себя роль лидерства( а это ответственность, воля, сила духа, вечная борьба за удержание лидерства ), стали все больше развиваться по мужскому типу. У них появляются ранее присущие мужскому полу привычки, в т.ч, и вредные. Это все больше проявление у девушек - женщин мужских, часто патологических эмоций( агрессия, злоба, грубая сила и т. д.).

И все это сопровождается системными гормональными перестройками. Кроме того у девочек, обучающихся с мальчиками , разрушается нравственное чувство стыда. А мальчики, как более младшие, развиваются « по образу и подобию» более старших девочек , развиваются по извращенно- психогенетическому варианту. В итоге при прохождении через пубертатный период тех и других захватывает инстинктивное начало, для которых нет никаких духовно-волевых преград. Ну а если эти сугубо внутренние факторы усилить внешней стимуляцией инстинктов, т. е., чем занимается так называемая « культура», в том числе средства массового растления, программы сексуального воспитания и др.? В итоге мы получаем: психические деформации, сексуальный блуд, поиск вечных удовольствий и райских наслаждений, пиво, курево, наркотики и др.А в конечном счете как считает академик В.Ф.Базарный, данная ситуация приведет к разрушению всего того , на чем держится история народа- здорового детородного потенциала.

Кроме того, большинство методик и технологий совместного обучения рассчитано на некую среднюю личность - дети, ребенок, ученик. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физкультуры( и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола. Обучение мальчиков и девочек одного хронологического , но разного психологического возраста( в силу разных сроков созревания) накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения.

Вопреки бытующему мнению, что совместное обучение создает условия для нормального развития личности учащихся , помогает им выстроить отношения , результаты исследований показывают обратное, что количество межличностных выборов между мальчиками и девочками при совместной форме обучения чрезвычайно малы. Эти тенденции сохраняются и в более старшем возрасте, являясь отчасти причиной дисгармоничных семейных отношений, искажений ролевого взаимодействия мужчин и женщин. Кроме того, преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив , активно протестующего « хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками..


Как же разрешается данная ситуация в нашей стране по вопросам охраны здоровья детей? В этой связи вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике, как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, наблюдаемой в детском населении разных возрастов. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития , эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, поведении.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, мозг мальчиков и девочек устроен и работает по- разному. На ранних этапах развития,( исходя из исследований научного центра психического здоровья РАМН), примерно до 7 лет, девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит вербальный интеллект, и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрасте более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений( Геодокян В.А, КонИ.С, ХризманТ.П идр)

Как показывают исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторные объяснения материала, которые зачастую необходимы для девочек. В начальной школе специфические познавательные потребности мальчиков игнорируются педагогами-женщинами, поскольку стратегия образования в этом возрасте рассчитана преимущественно на девочек.

Весь учебный процесс этого возрастного периода детей отчетливо феминизирован как в образцах поведения( успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала - подробные повторения, пересказы, переписывания, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления.     Мальчики же оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе(ЕремееваВ.Д., КостиковаИ.В, Царева Н.П.). С началом предметных занятий - физикой, биологией, химией, алгеброй, геометрией - положение меняется. Мальчикам задаются более сложные вопросы, требующие работы мышления , а не только памяти, анализируются их ответы, учителя вступают в диалог


 Особенности психофизиологического развития подростков.

До 5-6 класса девочки, как правило, доминируют физически, интеллектуально, социально. Они более покладисты, успешны, исполнительны, ориентированны на общение, что позволяет им занимать ведущие социальные роли. Мальчики же с первых классов обычно отстают от девочек и в учебе, и в дисциплине, а к 5-6 классам стереотипно становятся нарушителями школьных правил, головной болью школы.

Период оформления половозрастной идентичности, совпадающий с периодом средней школы ( 5-8класс), характеризуется изменение прежде всего межличностных отношений. Ведущей деятельностью становится общение. При этом у девочек в связи с опережающим физическим и речевым развитием определяется тенденция к превосходству над мальчиками в их социальных позициях.

У мальчиков в этот же период проявляется тенденция к избеганию общения с противоположным полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно агрессивно окрашенными контактами вплоть до полного размежевания( Хасан Б. И., Дорохов А.В).. Обособление девочек носит явно дискриминационный характер по отношению к мальчикам, но пи этом девочки продолжают активно стремиться к общению с мальчиками, но это общение строится на авторитарных началах.

Это обстоятельство - одна из причин снижения мотивации учения во вором школьном возрасте, следствием чего является феномен отчуждения от школы , часто наблюдаемый в средних классах, особенно у мальчиков. К возрасту 9 - 10 классов социальные роли и поведение мальчиков и девочек резко меняется. Девочки из « законопослушных» часто превращаются в проблемных субъектов школы, средне и плохо успевающих, иногда агрессивных, проявляющих тенденцию к мужскому типу поведения, а юнош, либо делают резкий скачок в учебной деятельности и начинают учиться осознанно и углубленно, либо вообще уходят из школы.

Приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития уже апробированы в российских городах и имеют существенные отличия в организации и построении уроков. Так, в классах мальчиков присутствует высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Здесь учитываются разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач, большое количество логических заданий, и минимальное повторение пройденного материала.

Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проходить после практической работы, через опыт. Важно дозировать эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала должно быть после его логического осмысления.

На уроках используются групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов может быть как положительной , так и отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной. Стимулом к развитию для мальчиков служит конкретная оценка значимой для них деятельности.

В классах девочек , используется размеренный темп урока и предъявление нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя и типовые задания , облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснениями, повторением, запоминанием и формулировкой правил с последующим обучением применению их на практике является продуктивным. В классах девочек следует использовать большое количество наглядного материала, с опорой на зрительную память. Используются групповые формы обучения , но акцент делается на взаимопомощь.

Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы. Воспитательная программа в классах раздельного обучения предусматривает большое количество мероприятий, проводящихся совместно: туристические походы , экскурсии , прогулки, «ученые советы», праздники , участие в общешкольных мероприятиях.

На повестке дня ,сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек - «гендерное измерение», в процессе которого формируется более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.

Гендерное воспитание направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации склонностей и способностей , как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. Цель раздельного обучения состоит в создании новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся, максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. А это требует не просто изменения, но разработки новых способов обучения, отличных по качеству, содержанию и способам организации учебного процесса и темпам от традиционного обучения.

Один из наиболее известных проповедников раздельного обучения – В.Ф.Базарный. «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах - вещь непростительная»! - уверенно заявляет Базарный. Как показали проведенные им исследования, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. Другими словами, ценности мужского характера нивелируются - и представители сильной половины человечества развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения.

Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Кроме того, необходимо использовать и разные приемы преподавания! К примеру, учителям рекомендуют, например, осторожно проводить соревнования в классе для девочек, потому что они более эмоциональны и порой очень остро реагируют на неудачу, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natablagodareva (01.03.2015)
Просмотров: 528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz