Вторник, 14.05.2024, 15:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Благодарёвой ...

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация исследовательской работы на уроках в начальной школе

 

      Организация исследовательской работы

на уроках в начальной школе

                                                                                                                                       

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

А. И. Савенков говорит, что обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания».

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие  творческой активности детей. Эта работа может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

·         Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.

·         Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.

·         Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.

·         Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

 

В начальной школе мы  приучаем учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов.  В своей работе использую следующие формы организации исследовательской работы:

  • урок – исследование
  • научно-практическая конференция
  • урок коллективной исследовательской деятельности
  • урок конференция
  • интегрированные уроки
  • защита проекта
  • научный кружок

 

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

1.     Выбор темы.

2.     Постановка цели и задач.

3.     Гипотеза исследования.

4.     Организация исследования.

5.     Подготовка к защите и защита работы.

Этапы урока (занятия)  коллективной исследовательской деятельности:

Этап

Содержание этапа

1. «Находки»

На этом этапе группы сообщают, что узнали по теме  и из каких источников (словари, справочники, энциклопедии демонстрируют в классе). Первый этап плавно перетекает во второй. На котором предстоит коллективно систематизировать всю полученную информацию при помощи плана-проекта изучаемой темы.

2. «План-проект по теме»

При составлении коллективного плана-проекта педагог опирается на свой вариант плана, однако он должен уметь принять варианты, предложенные учениками. Иначе эта работа потеряет для ребят свою привлекательность, будет бесполезна и бессмысленна. Во всякой деятельности должна быть заложена ситуация успеха, без которой младший школьник не может существовать как ученик.

3. «Погружение в тему»

На данном этапе каждая группа готовит ответ на один из пунктов плана-проекта, затем с помощью педагога составляет алгоритм ответа. При этом важно, чтобы ответы были краткими и четкими. В них отражаются сведения, добытые вне урока. Надо заметить, что этот этап урока самый трудоемкий и ответственный. В ходе его ученики могут делать иллюстрации к ответам, составлять схемы, обсуждать правильность своего выбора. В это время в классе обычно бывает оживленно. Когда ответы готовы можно приступать к дискуссии.

4. «Дискуссии»

В ходе этого этапа у ребят развиваются речь, память, логическое мышление. Во время ответов используются источники доказательств, собранные в классе. Члены групп слушают отвечающего, высказывают мнения, делают уточнения, исправляют, задают вопросы, оценивают ответы.

5. «Что мы узнали и усвоили»

Этот этап – практическая работа. В ходе, которой учащиеся выполняют различные задания (тесты, вопросы с иллюстрациями). В течение определенного времени учащиеся работают над выполнением заданий, а учитель при необходимости оказывает им помощь.

6. «Что мне делать дома»

Это время получения домашних заданий, чаще всех разноуровневое, которое школьники выбирают самостоятельно. Задания должны стимулировать учащихся к дальнейшей исследовательской деятельности.

 

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь  детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, словарём, Интернетом.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

На уроке (занятии) - исследовании с помощью  учителя учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки (занятия) - исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень) уровню.         

Уровень урока, вид исследования, возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Начальный

1 уровень

1 - 2 класс

 

Обучение          исследованию

 Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. Ведя  учебный процесс, используя термин «проблема», «гипотеза», «вывод».

Использую вопросы: в чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

 

Продвинутый

2 уровень

3 класс

 

Обучающее исследование

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод».

Использую вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор?

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной.

 

Высший

3 уровень

4 класс

 

Творческое исследование

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности: обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, организую индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах.

Использую вопросы: ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог работы?

Оцениваю результаты работы в конце урока.

 

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации.

 

          Таким образом, освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

 

Библиография:

1.     Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся  // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18. – С. 68-74.

2.     Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.- С. 38-46

3.     Обухов А.Е. «Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей»// «Исследовательская работа школьников». – 2003. - №4. – С.18-23.

4.     Савенков А. И. «Исследовательская практика: организация и методика» // «Одарённый ребёнок». – 2005. - № 1. – С. 30-33.

5.     Савенков А. И. «Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование» // «Школьные технологии» – 1998. - № 4. – С. 144-148.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natablagodareva (05.04.2015)
Просмотров: 1534 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz