Вторник, 14.05.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Благодарёвой ...

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Литературный конструктор как средство формирования творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Мастер - класс

 

Тема: «Литературный конструктор как средство формирования творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения»

 

Цель: Создать для ребенка особые условия, в которых мог бы формироваться читательский интерес через развитие воображения, сопереживания, творческой активности, через умение полнее высказывать, проявлять  свои чувства.

 

Задачи:

образовательные

1) Формировать умение  воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.

2)  Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста.

3)  Формирование читательских умений и навыков.

развивающие

1) Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.

2) Развивать внимание, память, критическое мышление.

3) Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении  художественного текста.

воспитательная

1)Формирование нравственных представлений у учащихся.

 

Формы и приёмы:

  • работа по схемам;
  •  эмоциональное иллюстрирование;
  • инсценирование;
  • разноуровневые творческие задания.

 

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • метод проблемного изложения.

 

Формируемые УУД:

Личностные

- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отображенных в художественном тексте;

- умение выделять поступок как проявление характера героя;

- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи;

- понимания значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

- умение сопоставлять поступки людей, в том числе и свои, с поступками героев литературных произведений.

Метапредметные 

Регулятивные:

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- самостоятельно работать с учебником;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку.

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- анализировать доступные художественные тексты;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные:

- участвовать в выразительном чтении по ролям и инсценировках;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить свои коррективы;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные

- находить в тексте отрывки по заданию;

- эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

- выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию; пересказывать текст, формулировать выводы;

- соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;

- находить в тексте средства изображения и выражения чувств героя;

- понимать средства авторской оценки героя;

- оценивать литературного героя по его поступкам;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану.

 

 

 

 

 

Актуальность

 Основываясь на многолетние наблюдения, мы сделали вывод, что дети испытывают затруднения при   анализе  художественного произведения, в характеристике героев, в построении последовательности событий, в формулировке ответов по содержанию текста. Мы предлагаем на уроках использовать  литературный конструктор,  ведущая идея которого заключается в максимальной помощи ребёнку в правильном восприятии художественного произведения через эмоциональное восприятие текста, воображение, творчество.

Теоретическая база конструктора основывается на педагогической теории безотметочного оценивания в процессе обучения Г.А. Цукермана «Волшебная цветовая линеечка», Т.В.Дембо, С.Я. Рубенштейна «Домик из кирпичиков».

Определение:  дано в словаре «Формы массовой работы. Традиционные и инновационные, серьёзные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей»/ Издание второе, г. Новоуральск, 2010г. (составитель Лисицына О.С., заведующая отделом культурных проектов и внешних связей)

Литературный конструктор – это форма работы, которая включает в себя:

 - критико - аналитические способы, которые   обеспечивают всесторонний и глубокий анализ произведения или определенной проблемы, изложенной в нём;

 - позитивно-иллюстративные способы, направленные на   ознакомление читателей с фактами, событиями, изложенными в произведениях;

- рекомендательно-информационные способы, призванные заинтересовать и убедить школьника в необходимости чтении произведений. 

 

Конструктор произведения имеет вид домика и «строится» с использованием символов, «говорящих рисунков», цветовой гаммы.

  1.  «Красный кирпичик» – сюжетная линия: последовательность событий, пересказ сюжета по схеме.
  2. «Голубой кирпичик» - определение главных героев.
  3.  «Зелёный кирпичик» - эмоциональная характеристика героев.
  4. «Оранжевый кирпичик» - творческие задания к произведению.
  5. «Серебряная крыша» - рефлексия.
  6. «Золотое облако успеха» - проект «Моя книжка».

 

 

 

 

 

 

 

План имитационной игры

 

  1. Организационный этап.
  2. Постановка целей
  3. Моделирование литературного конструктора
  1. Работа в группах.
  2. Построение «дома» сказки.
  3. Самооценка работы.
  1. Рефлексия.

Ход игры

 

  1. Организационный этап.

- Ребята, вы познакомились с русской народной сказкой «Хаврошечка».

 

  1. Постановка целей

-Для того чтобы глубже понять смысл произведения, ответить на вопросы по содержанию сказки, предлагаю вам использовать литературный конструктор для построения домика данной сказки.

  1. Моделирование литературного конструктора
  1. Работа в группах

1 группа – постройте сюжетную линию произведения, используя схемы и иллюстрации.

2 группа -  из предложенных картинок выберите главных героев сказки «Хаврошечка».

3 группа – дайте характеристику главным героям, используя «говорящие рисунки».

4 группа – подберите к данному произведению пословицу.

  1. Построение «дома» сказки.
  2. Самооценка работы.

Заполнение индивидуальных листов достижений.

 

  1. Рефлексия

Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам провести рефлексию следующим образом.

Перед вами  рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Определите, как вы поступите с  материалом  нашего мастер-класса.

Чемодан –  беру - пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – беру, но материал переработаю.

Корзина – всё выброшу.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Амонашвили Ш.А. Сердце отдаю детям. М., Просвещение, 1988.

 

2. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Саратов, 1992.

 

3. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика, 1986.

 

4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2. 1980.

 

5. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие, Калининград: КОИРО, 2011.

 

6. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем.     М., 1994.

 

7. Лисицына О.С. Словарь «Формы массовой работы. Традиционные и инновационные, серьёзные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей», Издание второе, г. Новоуральск, 2010.

 

  1. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

 

9. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр., СПб.: Речь, 2007.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natablagodareva (18.12.2015)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz