Серии учебных ситуаций (Этап)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1.Мотивиро
вание
к учебной деятельности
|
Организует мотивирование к учебной деятельности.
|
Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке.1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”)
|
2. Актуализация
и фиксирова
ние знаний
|
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию.
|
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивация к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
|
3. Выявление места и причины затруднения
|
Организует выявление учащимися места и причины затруднения.
|
1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
|
На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
|
В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели.
|
5. Реализация построенного проекта.
|
Осуществляет реализацию построенного проекта: обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
|
Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
|
6. Первичное закрепление
с проговариванием
во внешней речи.
|
Организует парную, групповую работу.
|
В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
|
7. Рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий
и контрольных процедур.
|
Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
|
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
|
8. Включение в систему знаний и повторение.
|
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
|
Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм)
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
|
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию.
|
Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.
|