Вторник, 19.06.2018, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Благодарёвой ...

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование словоизменения

Формирование словоизменения

 

Формирование словоизменения осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное  усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи  (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.

 

Формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.

 

  1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

 

Закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности:

- формы множественного числа с окончанием –ы (стол-столы)

- формы множественного числа с окончанием –и (мяч-мячи)

- формы множественного числа с окончанием –а (дом-дома)

- формы множественного числа с окончанием –йа (стул-стулья)

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один-много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Это рот, а это…(рты).

Это ухо, а это …(уши).

Это пень, а это…(пни).

Это лев, а это…(львы).

Это брат, а это…( братья).

Это дом, а это…( дома).

 

2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного   числа.

 

С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется следующая последовательность:

 

- Именительный падеж

- Винительный падеж

- Родительный падеж

- Дательный падеж

- Творительный падеж

 

В процессе работы по формированию форм существительных именительного падежа следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности – неодушевленности.  Дети уточняют, что одни слова могут называть живые предметы. И поэтому к этим словам ставится вопрос КТО? Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО?

Игра «Живые - неживые слова» - детям предлагается поставить к предметным картинкам соответствующий вопрос.

Что? (солнце, цветок, ручей…)

Кто? (ежик, дедушка, бабушка…)

Игра «Кто? Что?»

Стоит кто? (мальчик, бабушка, мама, корова)

Стоит что? (деревня, дом, дерево)

Игра «Будь внимателен» - формы винительного падежа.

Гладил что? -    юбку.

кого? -  котенка

Мыл что? – руки.

кого? – щенка и т. д.

В работе над формами родительного падежа рекомендуется следующая последовательность:

-существительные м.р. с окончанием –а,-я (мяча, моста, карандаша, стола)

- существительные ср.р. с окончанием –а,-я (яйца, кольца, ведра)

- существительные ж.р. с окончанием –и,-ы.( луны, парты, девочки)

Игра «Нет кого?» - детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в Родительном падеже

Хозяйка кормила кого? (щенка, котенка, утенка…)

В лесу волк напугал кого? (ежа, лисицу, зайца…)

При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа рекомендуется следующая последовательность:

- существительные м.р. с окончанием –у, -ю (ежу, петуху, коню)

- существительные ср.р. с окончанием –у, -ю (окну, ведру, кольцу)

- существительные м.р. с окончанием –е  и ж.р с окончанием –а.-я (лисе, козе, пчеле).

Игра «Бюро находок»:

-Кому дать лисью шубу? Гриву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?

Наиболее продуктивным окончанием  творительного падежа является –ом, окончание –ой появляется позже, поэтому существует следующая последовательность:

-  существительные м.р. с окончанием –ом, - ем  (ключом, ножом, топором)

-  существительные ср.р. с окончанием –ом, - ем (сачком, молотком, крючком)

- существительные м.р. с окончанием –а, -я в В.п.  и ж.р с окончанием –ой, -ей (пилой, косой, лапой)

-  существительные ж.р. с окончанием –ью (дверью, тетрадью, кроватью).

Игра «Чем я могу помочь?»:

Я могу пилить чем? (пилой).

Ем котлеты чем? (вилкой).

Рисую чем? (карандашом).

Вещи я глажу чем? (утюгом).

 

3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

Винительный падеж:

Игра «Закончи предложение»

Продавец встал (за прилавок).

Солнце спряталось (за тучи).

Мальчик входит (в автобус).

Девочка поставила книги (на полку).

Дательный падеж:

Игра «Сказка» - необходимо  закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.

Пятачок пришел в гости к…

Старик пришел к…

Принц торопится к…

Творительный падеж:

«Кто с кем? Кто с чем?»:

Мальчик идет (с папой).

Девочка идет (с мамой).

Девочка играет (с котом).

Мальчик играет ( с машиной).

Предложный падеж:

«Еда для животных»

Медведь мечтает (о рыбе).

Кошка мечтает (о молоке).

Собака мечтает (о косточке) и т. д.

 

 4.Закрепление беспредложных форм множественного числа в следующей последовательности:

Дательный падеж

Творительный падеж:

Игра «Путешествие»:

В Австралию мы отправимся   за (крокодилами, кенгуру…)

В Евразию мы поедем за (слонами, тиграми…)

В Арктику мы поедем за (львами, пантерами…)

Родительный падеж:

Игра «Кто где живет?»:

На севере много (медведей, тюленей, моржей ..).

В тайге много…

В степи много…

 

Винительный падеж

 

5.Формирование предложно-падежных конструкций существительных  множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

 

 

Формирование словоизменения глаголов.

Формирование словоизменения глагола дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменение глагола, его согласованию с существительным уделяется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуемым. В связи с этим в работе по формированию словоизменения глагола используется следующий речевой материал:

  1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе:

- дифференциация глаголов 3-го лица ед. и мн. ч.

 (Речевой материал: идет-идут, стоит-стоят, говорит-говорят, молчит-молчат, поет-поют)

 

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 –го лица

- дифференциация в ед.ч.

Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо единственное число) - сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будь послушным ребенком – говори, что ты делаешь, и показывай картинку.

-Иди!-Я иду!

-Стой!-Я стою!

-Беги! –Я бегу!

-Читай! –Я читаю! и т.д.

Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо единственное число)

 Взрослый задает вопросы, а ребенок должен ответить.

Ты бешишь? (Я бегу.)

Ты несешь? (Я несу.)

Ты ешь? (Я ем.) и т.д.

Игра «Расскажи о нем» (1-3 лицо единственного числа)

Взрослый читает ребенку первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем взрослый произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.

Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

 

Он бежит, бежит, бежит,

Он на месте не стоит. и т. д.

 

 

- дифференциация во мн.ч.

 Игра «Дружные ребята» (1-2 лицо множественного числа)

  Мы идем, и вы идете…

  Мы поем, и вы …(поете)

 

 Мы берем, и вы …(берете).

  Мы несем, и вы …(несете).

2.Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

-согласование глагола и существительного в мужском роде;

- согласование глагола и существительного в женском роде;

- согласование глаголов и существительных среднего рода;

 В игре «Он, она, они» необходимо правильно согласовывать глаголы прошедшего времени в роде и числе. Каждый раз задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?, взрослый указывает на соответствующую картинку. Когда же задается  вопрос с местоимением они,

взрослому следует жестом показать сразу две картинки.

-Что делал мишка? (Он спал)

-Что делала кукла? (Она спала).

-Что они делали? (Они спали)

 

-Что делал автобус? (Он ехал).

-Что делала машина? (Она ехала)

-Что они делали? (Они ехали). и т.д.

Формирование словоизменения прилагательных.

Такой аграмматизм, как отсутствие правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе, прослеживается при ОНР у всех детей без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается редко, но заметно страдает согласование  с существительными среднего рода (« небо голубоя», вместо небо голубое), мужского рода («зайчик белы», вместо белый), множественного числа («Флажки белы» или шарики воздушны»).

Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

Трудности усвоения системы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей.

Всю работу  по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существительными в роде и числе можно разделить на 3 этапа:

1-й этап - подготовительный. Задачи этапа: учить соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слитное произнесение сочетаний типа –ный, -мый и других. Эта задача решается с нуждающимися детьми.

2- этапосновной. Задача этого этапа: обучить детей правильному согласованию слов.

3- этапзаключительный. Его задача: автоматизация полученного речевого навыка, т.е. закрепление умения правильно согласовывать слова.

Рассмотрим содержание работы на каждом этапе более подробно.

1-й этап- подготовительный.

Здесь работа ведется с помощью предметов и игрушек  в такой последовательности:

  1. Логопед объясняет, что все названию предметов , все слова можно разделить на несколько групп. А чтобы предметы разделить на группы, к их названиям нужно научиться подбирать подходящее слово: он, она, оно или они.
  2. Затем логопед говорит: «Сначала мы будем раскладывать картинки на две группы». И показывает образец: «Вот груша. Слово груша можно заменить словом она. Предметы, о которых мы говорим она, будут составлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о которых мы говорим он, будут составлять вторую группу. Далее делятся на две эти группы существительные женского и мужского рода единственного числа. Первоначально, чтобы помочь детям в правильном соотнесении существительных с местоимениями он, она, можно обратить внимание на то, что если слово как бы обрывается (мяч, зайчик шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (которое тоже как будто обрывается). Если же слово можно «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.
  3. Когда дети усвоят соотнесение существительных женского и мужского рода со словами он, она, подобная робота идет с существительными среднего рода (оно). Для начала следует подбирать картинки, в названиях которых, окончание стоит под ударением (колесо, ведро, окно), а затем добавляют и остальные.
  4. и после того, как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (он, она, они), добавляем четвертую группу. Логопед объясняет, что когда предметов не один, а два и больше, то про эти предметы можно сказать они.

Последовательность на 2-м этапе следующая:

1. Перед детьми сначала выставляют две группы картинок («он, она»). Логопед берет картинку из группы предметов «она» (например, тарелка) и спрашивает, выделяя голосом на конце вопроса йа: «Тарелка. Она какая?). выясняется, что на конце слова  какая слышится йа. В целях зрительного подкрепления нужно использовать условно-графическую запись ________я.

Логопед объясняет, что полоса это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает полоску бумаги с буквой я под картинками группы она.

2. Такая же работа проводится с группой предметов «он» и буквой й _______й. с теми детьми, которые не запомнили используемые буквы, вне занятий необходима специальная работа по их быстрому узнаванию (чтению). Важно отметить, что на каждом занятии вышеописанным образом сначала отрабатывается весь ряд картинок одной группы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после того как дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно показывать вперемешку. Такой прием позволяет детям лучше освоить систему согласования.

3. Работа с группой картинок «оно» проводится по прежнему образцу (______е). Упражняясь, теперь попробуем убирать слово-полоску, работа продолжается на материале одних картинок.

4. Аналогичная работа проводится и с картинками группы «они».

 

Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе составляет задачу 3-го этапа.

  1. Сначала отрабатываются названия цветов.

Игровое поле «Разложи картинки» (необходимо разложить предметные картинки соответственно цвету на игровом поле).

  1. Затем с помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные. Здесь уместны игры типа «Поваренок»  (из вермишели сварим какой суп? – вермишелевый, их гороха? – гороховый, из риса? – рисовый и т. д). Далее отрабатывается употребление прилагательных с противоположным значением. Для упражнений по усвоению пар прилагательных с противоположным значением используются игры типа «Все наоборот».
  2. Теперь отрабатываем притяжательные прилагательные. Используем следующие существительные для образования словосочетаний: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, перышко (средний род),  следы (множественное число).
  3. Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными в связной речи (например, показываем яблоко, даем детям схему описания яблока: Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное.)

 

Наглядный материал для формирования словоизменения подбирается с учетом лексико – грамматической темы  в соответствии с программой,  распределяя грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности.

 

 

«Волшебный кубик»

(для детей 5-6 лет)

Варианты игр:

«Кто больше»

    Цель: обогащение глагольного   и предикативного словаря

               дошкольников,  закрепление умения согласовывать

               слова в роде и числе.

   Оборудование: кубик, предметные картинки.     

   Содержание: ребенок должен подобрать к   изображенному

   предмету как можно больше   слов-действий или слов-признаков.

 

«Подбери предмет по форме»

     Цель: закрепить умение согласовывать имена  существительные

     с прилагательным

    Оборудование: кубик, карточки с изображением  

     геометрических фигур.

     Содержание: ребенок должен назвать предметы,        имеющие  такую же форму как фигура  на карточке. При этом нужно назвать и саму   геометрическую форму. Согласовывая ее с                   названием предмета.

 

«Составь предложение»                                                   

    Цель: закрепить умение строить предложения,   правильно 

   употреблять предлоги.

   Оборудование: кубик, сюжетные картинки.

   Содержание: ребенок должен назвать предложение,  опираясь на выпавшую  картинку.

 

«Назови предлог, придумай предложение»                                                    

    Цель: сформировать понятие о предлоге  как отдельном   

    слове, закрепить умение  строить предложения с предлогом.  

    Оборудование: кубик, карточки со      схематическими 

    изображениями предлогов.    

   Содержание: ребенок, глядя на выпавшую   схему, называет  

   предлог и составляет с ним   предложение.

 

 « Скажи правильно»                                     

     Цель: закрепить умение согласовывать     имена    

     существительные с прилагательными.

     Оборудование: кубик, предметные картинки.                      

     Содержание: ребенок, глядя на выпавшую

     картинку составляет словосочетание, правильно

     согласуя существительное с прилагательным.

 

К игре «Игровой домик»

 

Вот стоит домик.

Кто в нем живет? Гномик?

А может в нем живет игра?

Нам заглянуть сюда пора.

 

Организация игры: ребенок не называя цвет, должен сказать, где находится выбранный им кубик: справа от зеленого, сверху над синим и т.д. Остальные играющие определяют, какого цвета кубик выбрал первый игрок. Выбранный цветной кубик вынимается из домика, затем из него достается игровой кубик.

Какие здесь дары!

Слушай правила игры!

Ребенку предлагается выполнить задания. В конце игры из кубика, спрятанного в крыше, достается сюрприз.

 

Варианты игр:

Игра 1. «Назови одним словом» (синий, маленький кубик)

Цель: активизировать предметный словарь по теме: «Цветы».

 

Игра 2. «Назови одним словом» (зеленый, маленький кубик)

Цель: активизировать предметный словарь по теме: «Игрушки».

 

Игра 3. «Назови одним словом» (оранжевый, маленький кубик)

Цель: активизировать предметный словарь по теме: «Птицы».

 

Игра 4. «Кто чем работает?» (зеленый, большой  кубик)

Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

 

Игра 5. «Закончи предложения» (фиолетовый, большой  кубик)

Цель: учить правильно согласовывать слова в предложении.

 

Игра 6. «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой  кубик)

Цель: совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.

 

 

Игра 7. «Скажи правильно» (желтый, большой  кубик)

Цель: учить правильно согласовывать существительные с числительными.

 

 

Игра 8. «Придумай слова-действия» (розовый, большой  кубик)

Цель: учить образовывать глаголы от существительных.

 

Игра 9. «Расскажи сказку»  (красный, большой  кубик)

Цель: развивать связную речь.

 

 

Игра 10. «Кто что делает?»  (малиновый, большой  кубик)

Цель: расширять глагольный словарь по теме: «Профессии».

 

 

Игра 11. «Кто как передвигается?»  (синий, большой  кубик)

Цель: расширять глагольный словарь по теме: «Транспорт».

 

 

 

Игра «Ромашка» (для детей 5-6 лет)

 

Цель: закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты…

Ход игры: детям предлагается собрать ромашку выбрав картинки по теме: «Овощи», «Фрукты», «Времена года» и т.д.

 

 

 

 

Игра «Умный поезд»

Цель: учить заменять существительные словами он, она, оно; различать слова женского, мужского и среднего рода.

Ход игры: предлагается расселить предметные картинки по вагонам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natablagodareva (03.04.2015)
Просмотров: 1155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz