Пятница, 17.05.2024, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Благодарёвой ...

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. Система Занкова
[ Скачать с сервера (82.9 Kb) ] 16.11.2013, 20:42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа предмета «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).



Стержнем предмета является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.



Предмет  «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

1)       формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

2)       на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

3)       в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)       формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

5)       освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

6)       воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.





Работа по данному предмету обеспечивается УМК:



1.       Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. _ Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 год

2.       Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». _ Самара: Издательский дом «Федоров»:  Издательство «Учебная литература», 2013 год













Общая характеристика учебного предмета



Особое структурирование содержания программы  способствует решению поставленных задач курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости.

Предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Предмет  носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоциональночувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.



















Описание места учебного предмета в учебном плане



Программа рассчитана на 60 часов.

Внесены изменения: в   соответствии с  приказом УО администрации Старооскольского  городского округа от 25 мая 2012 г № 01-14/2347 «О сроках каникул и продолжительности учебных четвертей общеобразовательных учреждений в 2012 – 2013 учебном году» продолжительность учебного года составляет 33 недели, поэтому в календарно–тематическое планирование добавлено 6 часов на повторение изученного за год.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.









Личностные,  метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения



Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я»

как гражданина России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.



Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

–понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном    материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.



Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике

и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).



Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательного текста;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек

зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.



Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

– различать и называть основные части растений;

– узнавать растения  деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться

– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту

(экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки..

Человек и общество

Обучающийся научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; – различать прошлое, настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России

– Москву, свой регион и его главный город.









Содержание учебного предмета



1 класс (60 часов)

Окружающий мир: природа, общество, труд

Природные объекты и предметы, созданные человеком.  Родной город, страна - Россия, столица  -  Москва. Школа.

Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Природа

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты.

Свет, тепло, вода, воздух  -  условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов . Признаки живой природы

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля

Человек и природа

Ознакомление с глобусом  -  моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека

Человек и общество

Общее представление об истории людей.

Древнейшие люди  - собиратели растений.

Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям.

Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий.

Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Россия, Российская Федерация  - страна, где мы живем, наша Родина.

Ознакомление с государственной символикой России. Россия  - многонациональная страна. Москва  - столица России.

Коренное население твоего края. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.





ОПИСАНИЕ Материально-техническоГО  обеспечениЯ образовательного процесса



Литература



оСНОВНАЯ



3.       Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. _ Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 год

4.       Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». _ Самара: Издательский дом «Федоров»:  Издательство «Учебная литература», 2013 год



дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.       Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

2.       Ковригина Т.В. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н./Волгоград: Учитель, 2011.

3.       Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров», 2011.

4.       Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров» , 2011.

5.       Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.





Оборудование и приборы
Категория: Мои файлы | Добавил: natablagodareva
Просмотров: 582 | Загрузок: 45 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz